ПОЛОЖЕНИЕ
о дистанционном обучении
муниципального учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова»
- Настоящее Положение разработано для организации дистанционного обучения в дни непосещения занятий учащимися в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, карантина, по причине неблагоприятных погодныхи иных условий самоизоляции, обусловленных производственной необходимостью, на основании распоряжения Учредителя, в соответствии с приказом директора МУДО «ДЮЦ Фрунзенского района г. Саратова».
- Настоящее Положение разработано в соответствии Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16), Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", а также Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 ГД-39/04), Уставом МУДО «ДЮЦ Фрунзенского района г. Саратова» (далее – Центр).
- Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - образовательные программы) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников.
- дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
Внедрение дистанционного режима обучения позволяет Центру расширить свои возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режима работы (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
1.4 Дистанционные технологии обучения могут реализовываться комплексно с формами обучения, предусмотренными Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также с использованием
- образовательных технологий: мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические видео-беседы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем;
- возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, он-лайн тренажёров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися);
- бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
- ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»);
- образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
1.5. Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системенепрерывного образования являются:
- повышение качества образования учащихся в соответствии с их потребностями, способностями и интересами;
- предоставление учащимся возможности углубленного освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения);
- предоставление детям с ОВЗ возможности получения образования по индивидуальной программе на дому;
- интеграция дистанционного обучения с классическимиобразовательными формами с целью повышения их эффективности;
- реализация дополнительного образования одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- стимулирование и развитие потребности у учащихся в получении дополнительных научных знаний и интереса к науке, способности к личностному самоопределению и самореализации;
- создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в области дополнительного образования.
1.6Формы ДОТ: электронная почта, дистанционные конкурсы, олимпиады, дистанционное самообучение в Интернете, видеоконференции, оn-lineтестирование, Интернет-уроки, надомное обучение с дистанционной поддержкой, вебинары, skype-общение, облачные сервисы, электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие (видеорепетиции, аудиорепетиции, видеозанятия, творческие мастерские, видеоэкскурсии и пр.), контрольная работа, самостоятельная работа,научно-исследовательская, творческая работа.
Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с электронной литературой, просмотр видео-лекций, компьютерное тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов.
1.7Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме,предусматривает также регулярныйсистематический контроль и учет знаний учащихся. Формы контроля: видеоотчёт учащихся, фотоотчёт выполненных работ, письменные работы, голосовые сообщения, заполненные тесты, ответы на вопросы. Центр также может рекомендовать учащимся различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах и соревнованиях для зачёта в качестве результатов освоения образовательных программ.
2. Общий порядок организации дистанционного обучения
2.1В период особых режимных условий Центр обеспечивает переход учащихся на дистанционное обучение. Центр доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора через размещение информации на сайте, в группах WhatsApp, Viberи непосредственногосообщения педагогов.
2.2 Вопросы использования дистанционного обучения в образовательном процессе решаются внутренними организационно-распорядительными документами Центра в соответствии с общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами РФ в области образования:
- сроки определяются приказом директора;
- дистанционные уроки размещаются на официальном сайте в разделе «Дистанционное обучение»;
- журналы учёта в период дистанционного обучения заполняются в соответствии с календарным-тематическим планом или разделом (модулем) дистанционного обучения.
2.3 Дистанционное обучение может использоваться при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования илипри их сочетании, при проведении различных видов учебных занятий, текущего контроля. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ могут быть организованы в дистанционном режиме:
- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;
- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);
- чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области информационных технологий.
2.5 Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов (далее материалы), которые обеспечивают в соответствии с программой:
- организация самостоятельной работы учащегося, включая обучение и контроль знаний учащегося (самоконтроль, текущий контроль знаний);
- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).
Компонентами материалов могут быть:
- текстовые - компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию,
- представленную в форме, допускающей посимвольную обработку (например, электронный вариант учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл, веб-страницу или каталог, модуль Wiki, глоссарий, анкета);
- звуковые – компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (например, аудиолекции);
- мультимедийные – компоненты, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами (например, мультимедийный электронный учебник, платформа Учи.ru, Яндекс.Учебник, видеолекции, слайд-лекции, учебные видеофильмы).
3. Функции администрации образовательной организации
при организации дистанционного обучения
3.1. Директор Центра:
- осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы Центра напериод дистанционного обучения;
- контролирует соблюдение работниками Центра режима работы;
- осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения;
- назначает ответственное лицо, которое обеспечивает на официальном сайте размещение и регулярное обновление информации о запланированных активностях и достижениях учащихся в рамках дополнительных общеобразовательных программ в условиях применения дистанционных образовательных технологий;
- принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы Центра в дни, когда учащиеся не посещают творческие объединения.
3.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- организует образовательную деятельность, контролирует выполнение образовательных программ учащимися, результаты образовательной деятельности;
- осуществляет информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) иных работников) об организации дистанционного обучения вдни непосещения занятий учащимися в период карантина, по причине неблагоприятных погодных и иных условий самоизоляции, обусловленных производственной необходимостью.
3.3 Заведующие отделами осуществляют сбор информации и контроль над выполнением календарно-тематических планов педагогов, а также разделов или модулей образовательных программ, осуществляемых при помощи дистанционного обучения.
4. Функции педагогических работников
при организации дистанционного обучения
4.1 С целью прохождения образовательных программ в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы дистанционного обучения.
4.2 Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели по запросу администрации Центра предоставляют календарно-тематический план образовательной деятельности, осуществляемойпри помощи дистанционного обучения, а также формы отчета.
4.3 Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, работающие с детьми, обеспечивают своевременное информирование учащихся и родителей (законных представителей) об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения просветительских и конкурсных занятий, а также информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей на период дистанционного обучения.
4.4 Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, работающие с детьми
- обеспечивают проведение ранее запланированных занятий в дистанционном режиме, в том числе могут объединять несколько групп в рамках одного мероприятия;
- информируют родителей (законных представителей) учащихся о добровольности участия в занятиях;
- обеспечивают возможность зачисления на дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в период применения дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивают возможность демонстрации учащимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме;
- ведут учет посещения учащимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования.
5. Функции учащихся и родителей (законных представителей)
при использовании дистанционного обучения
5.1. В период дистанционного обучения учащиеся обязаны выполнять задания
дистанционных занятий, добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям.
5.2.Связь учащегося с педагогом, руководителем объединения поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты.
5.3. Самостоятельная деятельность учащихся оценивается педагогами в соответствии с формами и методами аттестации, описанными в образовательных программах.
5.4. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения.
5.5. Родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период дистанционного обучения.
6. Техническое обеспечение использования дистанционных
образовательных технологий
6.1. Учебная деятельность с использованием ДО обеспечивается следующими техническими средствами:
- рабочим местом педагога, оснащенным персональным компьютером, web-камерой, микрофоном, проекционной аппаратурой и иными техническими средствами;
- локальной сетью с выходом в Интернет.
6.2. Техническое обеспечение учащегося, использующего ДОТ:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- канал подключения с выходом в Интернет, для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами.
6.3. В случае отсутствия у учащегося персонального компьютера или выхода в Интернет рабочие материалы он получает на электронный носитель или в мобильном приложении Viber, WhatsApp.
7. Порядок ознакомления педагогических работников, родителей (законныхпредставителей), обучающихся с настоящим Положением
7.1. Администрация Центра на педагогическом совете проводит ознакомление педагогических работников с Положением, утвержденным Методическим советом Центра.
7.2. Педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, руководители детских творческих объединений проводят разъяснительную работу по настоящему Положению с учащимися, их родителями (законными представителями).
7.3. Информация о режиме работы Центра в дни организации дистанционного обучения размещается на официальном сайте в разделе «Дистанционное обучение».
8. Права Центра в рамках предоставления учащимся обучения с
применением дистанционных технологий
8.1 Центр имеет право:
·использоватьдистанционныеобразовательные формы обучения, предусмотренныезаконодательством РФ, формах получения образования (Федеральныйзакон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.16, 17) или их сочетание при проведенииразличных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущегоконтроля;
· вести учет результатов образовательной деятельности и внутренний документооборотна бумажном носителе и в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральнымзаконом от 10.01.2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Срок действия данного Положения не ограничен. При необходимости в Положениевносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре принятия,утверждения.