Алгоритм действий в случае обнаружения БПЛА
Световозвращающие элементы — важная составляющая
СОДЕРЖАНИЕ
3. Информационная справка об учреждении. 8
5. Концепция развития образовательной среды.. 22
6. Перспективы развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова». 23
7. Действия по реализации программы развития. 28
8. Управление процессом реализации программы развития. 33
Наименование Программы |
Формирование системной инновационной структуры управления развитием полифункциональной деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» |
Назначение |
Программа является организационной основой управления и развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на 2014-2019годы с учётом приоритетных направлений развития системы дополнительного образования в РФ, Саратовской области и г.Саратове, с учетом социального заказа участников образовательного процесса. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Решение о разработке Программы МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на 2014-2019 гг. принято на педагогическом совете ДЮЦ от 28.08.2013г. Протокол № 1 |
Дата утверждения Программы |
Программа МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на 2014-2020гг. принята на педагогическом совете ДЮЦ от 20.01.2014г. Протокол № 2 |
Заказчик Программы |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» |
Исполнитель Программы |
Педагогический коллектив МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» |
Юридический адрес учреждения |
410078, Россия, Саратовская область, г.Саратов, ул.Астраханская, 79 |
Номер телефона |
8(452)51-28-05, 8(452)50-60-55 |
Авторы Программы |
Творческая группа в составе: - Войнова Н.И. – директор; - Родионова К. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - Салмина М.Г. – заведующий хозяйством; - Хусаметдинова В.А. – методист; - Ястер И.В. – методист; - Богаткина Л.А. – заведующий отделом, председатель профсоюзного комитета ДЮЦ |
Цель и задачи Программы |
Цель: создание условий, способствующих развитию и модернизации инновационного образовательно-воспитательного пространства в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова», обеспечивающего развитие творческого и личностного потенциала учащихся всех категорий интеллектуального и физического здоровья в соответствии с социальными запросами населения и перспективными задачами развития современного общества. Задачи: 1. Сформировать универсальную, доступную всем слоям населения и категориям граждан систему, объединяющую дополнительное образование, воспитание, развитие и социальное становление личности в условиях современного социума. 2. Удовлетворить образовательные потребности основных участников образовательно-воспитательного процесса, стимулировать работу с одаренными детьми, интегрировать на системной основе работу с детьми-инвалидами, а так же детьми, требующими особых психолого-педагогических подходов. 3. Инновационно укреплять и развивать коллектив единомышленников через профессионально-личностный рост и развитие всех участников образовательного процесса. 4. Улучшить качество предоставляемых образовательных услуг на основе новых технологий обучения, направленных на сотворчество, саморазвитие и самореализацию детей и педагогов. 5. Усилить значимость образовательно-воспитательной и досуговой деятельности в социуме Фрунзенского района и г.Саратова 6. Привлечь пристальное внимание широких слоев общественности, в том числе и средств массовой информации, к проблемам и возможностям дополнительного образования детей. 7. Совершенствовать кадровый, программно-методический, материально-технический и финансовый ресурсы МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» 8. Систематизировать межведомственное сотрудничество в целях создания единого поля образовательно-воспитательной деятельности |
Сроки реализации |
Январь 2014 – декабрь 2019 гг. Этапы: Базовый этап: 2014 г. Формирование и разработка основных локальных актов для регламентирования дополнительного образования в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» Основной этап: 2015-2018 г.г. Переход на реализацию актуальных новых дополнительных программ долгосрочной реализации, открытие новых востребованных детских творческих объединений, модернизация методической службы и т.д. Завершающий этап: 2019 г. Этап реализации всех мероприятий Программы и переход к планомерному устойчивому развитию системы дополнительного образования МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на основе реализации целей и задач настоящей Программы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники: бюджет, доходы от предоставления платных образовательных услуг, спонсорские и благотворительные пожертвования |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Освоение образовательных программ – 80% Повышение компетентности педагогов – 60% Рост качественных показателей мастерства педагогов (участие в конкурсах, проектах, публикациях) – 30% Расширение перечня дополнительных образовательных услуг – 15-20% Оптимизация использования материально-технической базы и финансовых ресурсов – 20-30% |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы |
Анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности Опросы, отзывы Отчеты педагогов, заведующих отделами, администрации Справки Анализ портфолио наградных документов (дипломы, грамоты, благодарности) |
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
Для учащихся ДЮЦ - приобретение знаний и практических навыков в выбранном направление деятельности, формирование необходимых личностных качеств и социальных компетенций, творческого потенциала, формирование здорового образа жизни; Для родителей учащихся - повышение уровня знаний в сфере психологии, педагогики, решение актуальных вопросов, связанных с воспитанием детей; Для сотрудников - повышение профессионального уровня, квалификации, создание условий для профессиональной и творческой самореализации, совершенствования педагогических компетенций. |
Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на 2014-2019 годы (далее - Программа) ориентирована на структуру федеральных стратегических программ и является управленческим документом по обеспечению условий для реализации прав граждан на качественное образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.
Программа развития определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова», задает основные направления развития, способы и механизмы изменений.
Концепция модернизации образования позволяет отнести дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребёнка, создающим ребёнку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности. Самостоятельный выбор формы образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации учащихся. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но и предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости. Значителен потенциал дополнительного образования и в реализации компетентного подхода к содержанию образования.
Сложившаяся ситуация в системе образования, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый образ образования, создание условий для интеграции общего и дополнительного образования. Главным средством качественного изменения образовательного процесса становится высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В свою очередь, необходимо системно менять подходы и требования к качеству образования, что связано с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностями экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны, семьянином.
В настоящее время ситуативные изменения, инновации являются системным элементом устойчивого функционирования учреждения МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова», позволяя ему быть конкурентоспособным в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды при прогнозировании и удовлетворении социального запроса ребёнка и его семьи. Система дополнительного образования позволяет компенсировать неизбежную ограниченность школьного образования путём реализации досуговых и дополнительных образовательных программ, даёт возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные запросы.
Учреждение дополнительного образования не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. Максимально учитывая данную ситуацию, МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» приоритетно включает детей в социально-культурные отношения, открывая значительные возможности целенаправленного воздействия на творческое и духовное развитие ребёнка.
Успех стратегических изменений в деятельности МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» в перспективе определяется зависимостью от трёх основных обстоятельств: правильно выбранной стратегии управления, готовности педагогического коллектива к будущим инновациям и наличия достаточной информации о направлении и сроках предстоящих изменений.
Развитие образовательного учреждения «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» основывается на системном и постоянном анализе его потенциала, отражающего педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы.
Ключевой идеей концепции выступает идея развития, понимаемая в триединстве задач:
- создание необходимых условий для развития и социализации личности воспитанника;
- запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного учреждения;
- превращение образовательного процесса в действенный фактор развития личности учащегося, при этом образовательный процесс в учреждении понимается как ценностное единство процессов развития, обучения, воспитания.
Ценностные приоритеты и основные тенденции развития.
Программа составлена исходя из принципов:
· актуальности – ориентация мероприятий программы на решение актуальных проблем МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова»
· реалистичности – обеспечение рационального соотношения между желаемым и возможным;
· контролируемости – определение конечных целей и способы их проверки.
Предполагаемые изменения будут происходить на основе базовой ценностной ориентации – личностно-ориентированного подхода в выстраивании взаимоотношений учащихся и педагогов дополнительного образования (сотворчества), позволяющей обучающимся достигать успешности и полноценного личностного развития.
В процессе реализации Программы могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов. В связи с этим план, включённый в данную Программу, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения.
Система образования детей МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» достаточно развита, в разработке и реализации Программы на 2014-2019 годы коллектив опирается на свою 25-летнюю историю и достижения при осуществлении Программной модернизации. Мониторинговые исследования, проводимые в ДЮЦ, позволяют говорить о высоком уровне востребованности дополнительного образования со стороны населения не только Фрунзенского района, но и всего города Саратова.
Проблемы и факторы, сдерживающие развитие дополнительного образования.
Сокращение государственного финансирования дополнительного образования детей приводит к тому, что ветшает и не насыщается современным содержанием материально-техническая база, не всегда есть возможность приобретения необходимого современного оборудования и инвентаря. Недостаточная оснащенность учебного процесса приводит по некоторым направлениям к увеличению краткосрочных программ по отношению к долгосрочным.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова» (далее «ДЮЦ») образовано 24.07.1996 года в соответствии с постановлением администрации г. Саратова № 36 от 05.02.1996 г. и приказом отдела образования администрации Фрунзенского района № 84 от 24.07.1996 г. как «Центр детского и юношеского творчества Фрунзенского района г. Саратова».
Зарегистрировано администрацией г. Саратова 28.10.1996 года как самостоятельное юридическое лицо – муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества Фрунзенского района г. Саратова».
В соответствии с приказом отдела образования администрации Фрунзенского района г. Саратова № 4/1 от 09.01.2001 года и на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1067 от 22.09.1999 года МУДО «Центр детского и юношеского творчества Фрунзенского района г. Саратова» переименовано в муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова».
В соответствии с приказом отдела образования администрации Фрунзенского района г. Саратова № 77 от 23.03.2005 года и на основании Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212 приведен в соответствие тип образовательного учреждения: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова» является правопреемником муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова» создано в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Функции и полномочия МОУДОД “Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова” осуществляет территориальное подразделение администрации города - администрация Фрунзенского района муниципального образования “Город Саратов”, в пределах делегированных полномочий (далее “Учредитель”)
Местонахождение Учредителя: 410600 г. Саратов, ул. им. Дзержинского Ф.Э., д.13/15
Отношения между Учредителем и Центром определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» является некоммерческой организацией, имущество которой, находится в собственности муниципального образования «Город Саратов» и принадлежит ДЮЦ на праве оперативного управления.
Организационно-правовая форма – муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей.
Местонахождение ДЮЦ
1. 410078, г. Саратов, ул. Астраханская, д.79 (юридический адрес)
2. 410056, г. Саратов, ул. Астраханская, д.98
Местонахождение структурных подразделений:
3. 410078, г. Саратов, ул. Слонова, д.32/ 40 – подростковый клуб «Антей»
4. 410071, г. Саратов, ул. Свинцовая, д.10 «а» – подростковый клуб «Варяг», Саратовская область, г. Саратов, Зеленый остров – водноспортивная база «Варяг»
5. 410071, г. Саратов, ул. Б. Садовая, д.151/8 – подростковый клуб «Сокол»
6. 410600, г. Саратов, ул. Мирный переулок, д.17 – подростковый клуб «Дружба»
7. 410056, г. Саратов, ул. Советская, д.98/102 – подростковый клуб «Бригантина»
8. 410056, г. Саратов, ул. Рахова, д.53 — подростковый клуб «Луч»
9. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – подростковый клуб «Старт»
10. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – подростковый клуб «Универсал»
11. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – подростковый клуб «Орлёнок»
12. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – подростковый клуб «Молодежный»
13. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – подростковый клуб «Восход»
14. 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д.178 – структурное подразделение «Школа парусного спорта»
Основными задачами ДЮЦ являются - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся. Формирование их общей культуры, удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом, адаптация личности к жизни в обществе, организация содержательного досуга.
Для реализации основных задач ДЮЦ имеет право:
· самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы в сфере дополнительного образования;
· разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарь, учебный график и расписание занятий;
· выбирать формы, средства и методы обучения, воспитания в пределах, определенных законом Российской Федерации «Об образовании»;
· самостоятельно выбирать методы оценки знаний, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
· реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и за плату, за пределами основных образовательных программ, определяющих статус Центра;
· привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансирования и материальные средства;
· арендовать в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество;
· образовывать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций, объединений;
· оказывать посреднические услуги, вести другую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством РФ, не приносящую ущерб основной уставной деятельности Центра;
· осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
· разрабатывать в пределах своей компетенции все виды нормативных документов и локальных актов системы управления ДЮЦ, внутренние нормы и нормативы, принципы деятельности и должностные обязанности всех сотрудников ДЮЦ.
ДЮЦ оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними.
Организация образовательного процесса в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова»осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми, научно-методическими, программно-методическими, организационно-педагогическими требованиями к учреждениям дополнительного образования, регулируется следующими документами:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989;
3. Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
5. Закон «Об образовании в Саратовской области» от 28.11.2013 №215-ЗСО;
6. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 г. №597;
7. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. №599;
8. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
9. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (с изменениями и дополнениями)
11. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
12. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
13. Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
14. Федеральный Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
15. Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Земельный Кодексы РФ;
16. Решение Саратовской городской Думы от 29.01.2009 № 36-398 «О Положениях об администрациях районов муниципального образования «Город Саратов»;
17. Устав муниципального образования «Город Саратов» (решение Саратовской городской Думы от 18.12.2006 № 67-649);
18. Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2781 от 12.11.2010 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания»
19. Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2869 от 25.11.2010 «О подведомственной принадлежности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений»
20. Государственная Программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
21. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Саратовской области» на 2013-2015 годы;
22. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761)
23. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»
24. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (Постановление Правительства РФ от 07.02.11 № 61)
25. Устав МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова»
Деятельность ДЮЦ строится в соответствии с годовым планом работы, рассматриваемом ежегодно в начале учебного года, на заседании педагогического совета. Итоги деятельности учреждения также ежегодно подводятся на итоговых педсоветах.
Основные направления работы, осуществляемые МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова»:
- реализация дополнительных образовательных программ;
- методическая и воспитательная работа;
- организационно-массовая работа.
Общие данные по Центру:
Статистические данные на начало и конец периода действия Программы развития МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» на 2008-2013 г.г.:
1. Количество учащихся в Центре за данный период выросло на конец 2013 г. наряду с увеличением количества учебных групп и педагогической нагрузки педагогов дополнительного образования,
2. Количество педагогов в Центре на 1.09.2013г. уменьшилось, но увеличилась педагогическая нагрузка большинства педагогов.
3. Просматривается сохранность направлений деятельности объединений:
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-спортивное;
- научно-техническое;
- туристско-краеведческое.
Преобладающим было и остается художественно-эстетическое направление.
Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеразвивающим программам, прошедшим необходимую процедуру экспертизы и утверждения, и, утвержденным директором, учебно-тематическим планам. Образовательный курс ориентирован на выполнение социального заказа со стороны учащихся и их родителей.
В педагогический процесс с 2012 года внедряются различные виды мониторинговых исследований, что способствует более полному анализу деятельности коллектива педагогов и учащихся и повышению качества учебно-воспитательного процесса. Разрабатывается модель организации мониторинговых исследований.
Для выявления результативности обучения детей по образовательным программам по окончании учебного года проводятся мониторинговые исследования личностных и компетентных качеств учащихся педагогами. Уровень усвоения знаний определяется по результатам устных опросов по пройденным темам, тестирования, тематических викторин, по результатам участия в различных конкурсах, соревнованиях, участия в защите творческих проектов, оформления творческих выставок. Материалы тестирования разрабатываются педагогами дополнительного образования.
Единого подхода к оценке качества обучения в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» нет. Каждый педагог дополнительного образования проводит контрольные тесты, опросы по итогам освоения отдельных тем или в конце учебного курса в соответствии со спецификой своей образовательной программы. Тестовые материалы, вопросы к устному опросу педагоги разрабатывают самостоятельно под руководством методиста. Помимо этого, показателем освоения программы служат результаты участия учащихся в соревнованиях, в конкурсах, в выставках декоративно-прикладного творчества.
Анализ учебно-воспитательного процесса.
Сведения о творческих объединениях
на 2013-2014 учебный год:
Объединений всего: 233
Общей численностью 2550 человек
из них:детей 1-го года обучения: 851 человек – 33%
детей 2-го года обучения: 962 человека – 38%
детей 3-го и последующих годов обучения: 737 человек – 29%
Распределение объединений по образовательным направленностям
По состоянию на 01 сентября 2013г.
Направленность программ |
Количество обучающихся |
|||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 и последующие год(а) обучения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Художественно-эстетическая |
Изобразительное творчество |
72 |
80 |
62 |
Прикладное творчество |
116 |
128 |
108 |
|
Музыкальная (индивидуальные занятия) |
3 |
7 |
2 |
|
Музыкальная |
36 |
40 |
28 |
|
Театральная |
108 |
120 |
88 |
|
Вокально-хоровое искусство |
30 |
34 |
26 |
|
Оркестровая |
7 |
21 |
4 |
|
Хореографическая |
112 |
124 |
98 |
|
Физкультурно-спортивная |
Начальная подготовка |
108 |
120 |
98 |
Учебно-тренировочная подготовка |
162 |
180 |
138 |
|
Научно-техническая |
Начальное техническое творчество |
14 |
16 |
12 |
Туристско-краеведческая |
Туристско-краеведческая (среднего и старшего возраста) |
18 |
20 |
14 |
Социально-педагогическая |
65 |
72 |
59 |
|
ИТОГО: |
851 |
962 |
737 |
Возрастная характеристика контингента
Возраст учащихся |
2012-2013 |
2013-2014 |
Дошкольники (до 7 лет) |
97 |
102 |
Младшие школьники (7-10 лет) |
790 |
839 |
Средние школьники (11-14 лет) |
729 |
785 |
Старшие школьники (старше 14 лет) |
779 |
824 |
Всего: |
2 395 |
2 550 |
Сохранность контингента
Год обучения |
2012-2013 |
2013-2014 |
1 год |
791 |
851 |
2 год |
910 |
962 |
3 год и последующие |
694 |
737 |
ВСЕГО: |
2 395 |
2550 |
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» предоставляет возможность для реализации своих интересов детям каждой возрастной группы от 3 до 18 лет, что соответствует Уставу учреждения.
Средняя сохранность контингента (по результатам мониторинга) учащихся на конец учебного года составляет 80%.
Ежегодно в МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» могут обучаться до 3000 человек.
Неотъемлемой составляющей руководства образовательным процессом является организация планового (осуществляется в соответствии с годовым планом работы, графиком проведения тематических проверок, графиком взаимопосещения занятий педагогами) и текущего контроля за выполнением образовательных программ, посещаемостью объединений, сохранностью контингента учащихся.
Воспитательный процесс в МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» – целостная динамичная система, системообразующим фактором которой является развитие личности ребенка. Целенаправленная деятельность педагогов способствует успешному решению воспитательных задач.
Воспитательная работа в МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» была организована в соответствии с воспитательной системой, планом работы Центра, планами воспитательной работы педагогов в объединениях.
Содержательная организация досуга предусматривает проведение массовых мероприятий, тематических акций и проектов, коллективно-творческих дел. Содержание мероприятий направлено на самореализацию учащихся, развитие их творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.
Педагоги с учащимися принимают участие в проводимых воспитательных мероприятиях ДЮЦ, праздничных мероприятиях Фрунзенского района, города Саратова и Саратовской области, в оформлении выставок к праздничным датам.
Воспитательная деятельность Центра способствует патриотическому, трудовому, нравственному и духовному воспитанию детей. Педагоги дополнительного образования систематически проводят беседы с учащимися об этике, профилактике асоциального поведения, основам безопасности жизнедеятельности.
Большое внимание уделяется работе с родителями: у педагогов имеется план воспитательной работы, где предусмотрена работа с родителями. Педагоги дополнительного образования привлекают родителей к занятиям в объединениях, выходят с агитационными выставками на родительские собрания в ОУ, проводят индивидуальную работу. Родители учащихся систематически приглашаются на мероприятия, проводимые в Центре детского творчества.
Воспитательная работа МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» охватывает весь образовательный процесс, разнообразную досуговую жизнь детей, их общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, координирует постоянно расширяющееся воспитательное пространств и является системообразующим компонентом образовательной среды.
Реализация и совершенствование учебно-воспитательного процесса осуществляется путем внедрения современных педагогических технологий и методов. Педагогами дополнительного образования используются в работе следующие инновационные образовательные технологии:
- технология развивающего обучения;
- дифференцированного обучения;
- игрового обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Для реализации задач обучения и воспитания в МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» сформирован творческий коллектив педагогов.
Достижения педагогов и воспитанников в 2013 учебном году:
Уровень конкурса |
Всего участников |
Кол-во победителей |
Кол-во призёров |
Самые яркие победы |
|
Район |
478 |
14 |
213 |
Инструментальный ансамбль Детского духового оркестра им. А.Лопатникова – Диплом 3 степени на конкурсе «Духовик 2013». Петровский В.И. |
Ивашенцева Арина, Изостудия «Художник» - 1 место в конкурсе рисунков «Будущее Фрунзенского района». |
Город |
717 |
26 |
418 |
Ансамбль «Гусята» - диплом Лауреата на конкурсе «Звёздочки Саратова». Оксин М.В. |
Арсений Кочедыков, театр «Театралика» – Гран-при на конкурсе «Звёздочки Саратова». Литвяков Александр, театр «Солнечный круг» - Диплом «За лучшее актёрское воплощение образа» на конкурсе «Маска». Мельникова Анна, Изостудия «Художник» - 1 место на конкурсе «С чего начинается Родина» |
Область |
83 |
17 |
48 |
|
Крылова Алиса (4 года), Изостудия «Художник», самый юный финалист конкурса «Путешествие длиною в жизнь». Александра Андрианова, театр «Театралика» – 1 место на Фестиваль-конкурс «Здравствуй, племя, младое, незнакомое…» |
Всероссийский |
193 |
43 |
67 |
«Театралика» – Диплом в номинации «Лучшая постановка года» на фестивале «Табуретка» (г.Санкт-Петербург). Лозановски А.В.
«Алиби» - 1 место – танцевальный конкурс «Экзерсис-про», четыре Диплома 1 степени, три Диплома 2 степени и один Диплом 3 степени на фестивале современной пластики «Птицы». Бахутова Т.В. |
Александр Живайкин (9 лет) – 1 место в категории 8-9 лет и 1 место в категории 10-11 на «Первенстве России по каратэ», 1 место на «Кубке России по каратэ». Хачанян Альберт, вокальный ансамбль «Эдельвейс» - Лауреат 1 степени на конкурсе «Хрустальный голос 2013». Григорян Артур, вокальный ансамбль «Эдельвейс» - Гран-при и Лауреат 1 степени на конкурсе «Хрустальный голос 2013» Забика Вера, Юнусов Роальд, Лян Антон, Нугаева Камиля, секция «Ушу» п/к «Антей», 1 место на Кубке России |
Международный |
121 |
23 |
14 |
Театр «Солнечный круг – Гран-при на конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает моё». Наместникова Е.В. |
Ермакова Александра, театр «Солнечный круг» – лучшая актёрская работа на конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает моё». Григорян Артур, вокальный ансамбль «Эдельвейс» - лауреат I премии в номинации «академический вокал», лауреат II премии в номинации «эстрадный вокал» на «Tallinn-fest 2014» (Таллинн, Эстония). Юнусов Роальд, Нугаева Камиля, Кудасов Александр, секция «Ушу» п/к «Антей», 1 место на Первенстве Мира (Польша). |
Мероприятия, проведенные МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова»
в 2013-2014 учебном году во Фрунзенском районе и в городе
Выборы детского мэра города Любомир |
День города |
День пожилого человека |
День учителя |
День дорожника |
День народного единства |
День матери |
День конституции |
Учитель года |
Новогодние представления |
Районный конкурс «Новый год для тебя» |
Рождество |
Спортивный праздник, посвящённый открытию XXII зимних олимпийских игр в Сочи. |
Концерт, посвященный Дню защитника Отечества |
Концерт, посвященный Международному женскому дню |
Масленица |
Выставка детского прикладного творчества |
Концерт, посвященный празднику Весны и Труда |
Концерт, посвященный Дню Победы |
Лучший ученический класс года |
Фестиваль подростковых клубов |
Спартакиада подростковых клубов |
Итоговые программы на открытых площадках в Детском парке |
День защиты детей |
Открытие детских летних площадок |
Работа детских летних площадок на территории Детского парка |
День России |
Спектакли детских театров «Театралика», «Солнечный круг», «Маленькие ангелы» |
День памяти начала ВОВ |
Закрытие детских площадок |
День государственного флага РФ |
Диагностика кадрового потенциала.
Методическая служба МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» способствует повышению уровня профессиональной подготовки педагогов.
За период 2010-2013 г.г. произошли следующие изменения в развитии кадрового потенциала:
Педагогические и руководящие кадры
|
2012-2013 |
2013-2014 |
|
Образование |
Высшее: |
49 |
36 |
из них педагогическое: |
23 |
15 |
|
Среднее профессиональное: |
27 |
14 |
|
из них педагогическое: |
12 |
5 |
|
Среднее полное общее: |
2 |
7 |
|
Прошли курсы повышения квалификации в текущем году: |
5 |
3 |
|
Категория |
Высшая |
31 |
14 |
Первая |
17 |
13 |
|
Вторая |
10 |
5 |
|
Соответствие занимаемой должности |
0 |
3 |
|
Не имеют категории |
20 |
22 |
Сведения о наградах, званиях и заслугах сотрудников:
№ |
ФИО |
Награды, год |
1. |
Бахарев Павел Николаевич |
Почетная грамота Министерства Образования РФ, 2008, Почётный работник общего образования РФ, 2012 |
2. |
Богаткина Людмила Анатольевна |
Благодарственное письмо Саратовской областной думы, 2012, 2014 |
3. |
Войнова Наталия Ивановна |
Отличник народного Просвещения РФ, 1993 |
4. |
Кириченко Светлана Александровна |
Почетный работник общего образования РФ, 2007 |
5. |
Лозановски Анжелика Валерьевна |
Отличник народного просвещения РФ, 1995 |
6. |
Маркина Татьяна Михайловна |
Отличник народного просвещения РФ, 1996 |
7. |
Олару Галина Викторовна |
Благодарственное письмо председателя Саратовской областной думы,2008, Почётная грамота министерства образования Саратовской области, 2013 |
8. |
Петровский Василий Иванович |
Благодарность Президента РФ, 2012
|
9. |
Савельева Любовь Николаевна |
Почетная грамота Министерства Образования РФ, 2008 |
10. |
Фатеев Сергей Валентинович |
Почетный работник общего образования РФ, 2003 |
11. |
Шаврин Валентин Борисович |
Отличник образования Республики Казахстан, 1999 |
12. |
Шимкевич Наталия Васильевна |
Почетная грамота отдела образования, 2009 |
Возраст педагогического состава (без учета внешних совместителей):
Моложе 25 лет |
25-35 лет |
Старше 35 лет |
11 |
10 |
74 |
Штатное расписание на 2013 г.:
Должность |
Кол-во штатных единиц |
Директор |
1 |
Зам. директора |
2 |
Зав. отделом |
4 |
Методист |
3,05 |
Педагог-организатор |
12,01 |
Педагог дополнительного образования |
46,62 |
Тренер-преподаватель |
18,5 |
Концертмейстер |
0,91 |
Режиссер |
0,5 |
Звукорежиссёр |
0,5 |
Звукооператор |
2,85 |
Костюмер |
1 |
Дирижер оркестра |
0,5 |
Методическая поддержка образовательного процесса:
Методическая поддержка педагогов направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, рост их творческого потенциала и организована по уровневому принципу:
- самообразование: педагоги в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями определяют тему для самообразования, над которой работают в течение 3 лет;
- внутриучрежденческие формы организации повышения квалификации: взаимопосещение занятий, обобщение опыта работы педагогов, наставничество и консультационная поддержка.
- повышение квалификации на базе других учреждений: педагогические и административные работники МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» большей частью своевременно проходят курсовую подготовку в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», посещают семинары по обмену опытом работы.
- всестороннее оказание помощи участникам образовательного процесса в сфере повышения их творческого потенциала: поддержка педагогов и детей в участии в конкурсах, проектах и акциях различного уровня, организация внутриучрежденческих профессиональных и детских конкурсов, проведение акций различного характера и др.
В течение всего существования учреждения педагогический коллектив ДЮЦ работает над единой методической стратегией, направленной на развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования.
Управление учреждением осуществлялось на принципах единоначалия и самоуправления. Административное управление осуществляют директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по работе по месту жительства, методист. Органами самоуправления в ДЮЦ являются общее собрание коллектива, педагогический совет.
Анализ социальных условий
Расширение сети социального партнёрства с образовательными учреждениями района осуществлялось по направлениям:
· расширение содержания образовательных программ дополнительного образования;
· подготовка и проведение различных культурно-массовых мероприятий и тематический акций;
· методическая помощь в разработке рабочей документации педагога дополнительного образования;
· организация деятельности творческих объединений на базе ОУ. Ежегодно заключаются договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями
В процессе деятельности МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» также сотрудничает со следующими организациями и учреждениями:
1. Международный общественный фонд «Российский Фонд Мира»
2. ГУК «Государственный музей К.А.Федина»
3. ГУК «Саратовский областной музей краеведения»
4. ФГБУК «Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева»
5. МУК «Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского»
6. Саратовская областная организация-филиал общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи»
7. ГБУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс»
8. Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П.Киселева
9. ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры им. Е.Н.Курганова»
10. ГУК «Областная специальная библиотека для слепых»
11. ГУ СО «Социальный приют для детей и подростков г.Саратова «Возрождение»
12. МОУ СОШ №№ 1,18,77
13. Школа-интернат №1 пятого вида г.Саратова
14. Саратовское объединение родителей детей с заболеванием ДЦП «Радость движения»
15. ГАУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Саратова»
16. Городской Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
17. Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Фрунзенского района г.Саратова
18. Санкт-Петербургское ГБУ «Подростково-молодежный центр «Малая академия искусств»
19. Саратовская региональная общественная благотворительная организация «Биосфера»
20. МУК «Библиотека» филиал № 38 (детский)
21. Саратовская областная общественная организация инвалидов «Ты не один»
22. Частный психолого-педагогический центр лечебной педагогики для детей-инвалидов «Маленький принц» (г.Саратов)
23. Саратовская региональная общественная организация «Центр народной музыки Кристалл-Балалайка»
24. Саратовская региональная детская общественная организация «Союз юных экологов Саратовской области»
25. ГАУ ПО в сфере культуры и искусства «Саратовский областной учебно-методический центр», «Региональный центр поддержки одаренных детей»
26. Филиал ЗАО «ЭР – Телеком Холдинг» в г.Саратове
27. ОАО «НИТИ-ТЕСАР»
28. ОАО «Нефтемаш-САПКОН»
Анализ материально-технических мероприятий
За период действия предыдущей Программы развития за счет бюджетных средств были выполнены следующие работы:
- заменены осветительные приборы в учебных кабинетах и подсобных помещениях;
- заменено 70% окон;
- обустроен второй санитарный узел в здании по ул.Астраханская, 79;
- установлена пожарная сигнализация;
- обустроен второй эвакуационный выход в подростковом клубе «Дружба»;
- заменены трубы системы холодного водоснабжения;
- приобретен ноутбук, компьютер, МФУ;
- оборудованы пандусы для инвалидов во всех зданиях и помещениях;
- приобретены мягкие стулья в театральный зал.
За счет денежных средств от поступлений за оказания платных дополнительных услуг в период с 01.01.2013 был приобретен следующий инвентарь, оборудование и оплачены следующие мероприятия:
1. |
Усилитель |
2. |
Громкоговоритель |
3. |
Микрофон |
4. |
Таблички |
5. |
Тара бытовых отходов |
6. |
Кларнет |
7. |
Музыкальная труба 2 шт. |
8. |
Кабель |
9. |
Краска, шпатлевка |
10. |
Противопожарные мероприятия |
11. |
Повышение квалификации |
При этом нужно отметить то, что в кабинетах давно не было замены ученической мебели при износе 90% (нехватка материальных средств). Также стоит проблема отсутствия достаточного количества компьютерной техники для ее использования в образовательном процессе.
Таким образом, можно отметить, что за период реализации Программы развития были выполнены 80% запланированных мероприятий.
В ходе реализации Программы на 2008-2013 годы обозначились новые проблемы и потребность в разработке концепции дальнейшего развития образовательного учреждения с учётом материального, кадрового и современного состояния, его культурно-образовательного пространства
Проблемный вывод
Процесс обучения в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» представляет специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности. Ключевым моментом в развитии дополнительного образования детей является создание условий для самореализации и саморазвития личности ребенка, обретения им необходимых социальных компетенций. Развитие его талантов, поддержка одаренности, работа с детьми всех категорий интеллектуального и физического здоровья. Образовательный процесс в ДЮЦ направлен на достижение учащимися высокого уровня в области творчества, на поддержку и формирование тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе, на развитие конкретных сторон личности, а также обеспечивают занятость, организованность свободного времени ребенка. Организация образовательного процесса в учреждении характеризуются следующими особенностями:
- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время,
- обучение организуется на добровольных началах,
- детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности и формы занятий,
- допускается переход детей из одной группы в другую,
- ДЮЦ организует обучение и занятость детей в течение всего учебного года.
Организация учебных занятий с учащимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий.
В основе организации образовательного процесса лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива: учащихся, педагогов, методиста, администрации, родителей.
МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» предоставляет детям образовательные услуги в их свободное время на основе добровольного выбора ими образовательной области, вида деятельности, направления и профиля программы, времени ее освоения. Результатом обучения в объединениях ДЮЦ становится овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, развитие их творческих способностей, самореализация. Перспективное поступательное осуществление педагогических задач сопряжено с необходимостью сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей.
Анализ образовательной ситуации позволил зафиксировать состояние, проблемы, характерные для настоящего периода:
- образовательный процесс в учреждении обеспечивается за счет реализации дополнительных общеразвивающих программ. Несмотря на то, что количество образовательных программ педагогов дополнительного образования за последнее время значительно выросло, остается достаточно много программ, находящихся в стадии корректировки и малое количество долгосрочных программ. В связи с этим необходимо обратить внимание на дальнейшую работу по созданию программ нового поколения, актуальных на современном этапе;
- обеспечение имеющихся образовательных программ методическими материалами для педагога и учащихся;
- задача отслеживания и измерения результата деятельности требует необходимой психолого-педагогической подготовки и поддержки. Для управления качеством образования на сегодняшний период разрабатывается педагогический мониторинг;
- создание единого воспитательно-образовательного пространства всего учреждения, а не только отдельных детских объединений. Необходимо формировать воспитательное пространство, которое предполагает максимальное использование всех возможностей для личностного развития учащихся;
- дефицит психологических знаний у педагогов, востребованных для реализации в образовательном пространстве учреждения работы с одаренными детьми и с детьми разных уровней интеллектуального и физического здоровья, детьми-инвалидами.
Поэтому, необходимо говорить о скорейшем решении этих вопросов, как приоритетных из основных аспектов развития учреждения.
Мониторинг эффективности реализации Программы развития 2008-2013 г.г. аккумулирован в таблице:
Индикаторы |
Плюсы |
Минусы |
Наличие выявленного социального заказа всех групп заказчиков на дополнительные образовательные услуги |
Сложившаяся система отношений с ОУ способствует выявлению социального заказа |
Неоднородность родителей по уровню образования, социальному положению и культуры |
% краткосрочных и долгосрочных программ от общего количества программ реализуемых долгосрочных программ |
Наличие краткосрочных программ, на базе которых возможно проектирование долгосрочных программ, наличие кадрового обеспечения |
Потеря контингента при реализации долгосрочных программ |
Информационно-методическое обеспечение |
||
1.Обеспечение реализации каждой программы диагностическими методиками. 2.Методический уровень педагогического коллектива. 3. Опубликование информации о деятельности ДЮЦ в сети Интернет. Создание сайта. 4. Использование в образовательном процессе современных технологий. |
Наличие обеспечения диагностическими методиками ряда образовательных программ. Реклама деятельности ДЮЦ среди широких слоев населения. Улучшение качества преподавания. |
Недостаточная компетентность у ряда педагогов в области проектирования и применения диагностических методик; отсутствие мотивации разрабатывать и применять диагностические методики. Нет системной компьютерной базы в учреждении для ее использования в УВП. Недостаточная компьютерная грамотность педагогов. |
1.Методический уровень педагогического коллектива. 2.Повышения качества дополнительного образования. 3. Сохранение контингента учащихся |
Сложившаяся система повышения квалификации педагогов и их творческого развития. |
Нежелание ряда педагогов внедрять в образовательный процесс современные методы и формы работы, информационные технологии |
Значительные возможности для современного решения задач воспитания и обучения предоставлены в системе дополнительного образования детей, ориентированной на свободный выбор и освоение воспитанниками дополнительных образовательных областей, программ, дающей возможность их всестороннего творческого развития.
Если исходить из того, что в центре ДЮЦ находится личность, определяемая через ее гуманность, уникальность, индивидуальный опыт, то это образование личности происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению ее творческих, социальных, эмоциональных, когнитивных потребностей.
Следовательно, современное дополнительное образование детей должно помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную картину мировоззрения, на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Приоритеты Концепции дополнительного образования детей определили миссию образовательной деятельности МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова».
Миссия – создание равных возможностей для всестороннего развития личностного потенциала детей в творческом пространстве Фрунзенского района г.Саратова. Реализация гарантий получения качественного, доступного образования, соблюдение прав и свобод ребенка.
Образовательный процесс в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» строится в парадигме развивающего образования, рассматривающего обучение в качестве движущей силы развития творческой личности ребенка. Образовательный процесс призван обеспечить информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Таким образом, основными концептуальными подходами в деятельности ДЮЦ являются личностно-деятельностный и системный подходы к развитию личности ребенка.
ДЮЦ обеспечивает равные «стартовые» возможности каждому ребенку в получении дополнительного образования по различным направлениям, чутко реагирует на меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает поддержку талантливым детям и детяи с проблемами развития и здоровья, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Построение развивающей образовательной среды МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова» подразумевает:
- создание вариативной образовательной системы, обеспечивающей возможности выбора образовательных программ;
- создание полного спектра дополнительных образовательных услуг для детей и подростков в сфере детского творчества;
- развитие оценки качества дополнительного образования: обучающиеся не только получат знания по конкретным направлениям, но и научаться их применять в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении, применять во взрослой жизни.
Воспитанник ДЮЦ должен обладать развитыми навыками, ориентированными на мир современного творчества. Это возможно лишь в результате создания актуальных комплексных образовательных программ, по которым дети получат знания по разным направлениям творческой деятельности.
Образовательный процесс состоит из трех содержательных блоков, представляющих основные виды деятельности учреждения: образовательную, воспитательную, и досуговую.
При определении перспектив развития образовательной системы ДЮЦ на 2014-2019 гг. опора велась на современные документы, принятые к моменту разработки Программы.
Концепция программы развития ДЮЦ является:
- социально-педагогической (направлена на обеспечение прав личности на образование, социальную защищённость в современных условиях);
- организационно-педагогической (создаёт условия для эффективной организации деятельности педагогического коллектива).
Намеченная стратегия развития позволит:
- формировать образовательную политику учреждения;
- определять основы нормативного и финансового обеспечения развития ДЮЦ;
- принимать нормативные акты, распорядительные документы, направленные на создание условий для развития учреждения, координирующие усилия различных структур и ведомств по вопросам образовательной деятельности учреждения;
-жителям Фрунзенского района г.Саратова, являющимися основными заказчиками и пользователями образовательных услуг учреждения, участвовать в развитии учреждения и контролировать качество образования.
Основными показателями эффективности развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» будут выступать:
- согласованность основных направлений и приоритетов развития, согласно нормативно-правовым документам в сфере образования РФ и Саратовской области,
- реализация ДЮЦ дополнительных образовательных программ, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг,
- рост личных достижений участников образовательного процесса;
- формирование разнообразия творческого пространства для реализации личностного потенциала участников образовательного процесса;
- развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качество предоставляемых образовательных услуг.
Главным средством качественного изменения образовательного процесса определяется высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса.
Возникает необходимость выбора образовательных маршрутов для детей с низкой мотивацией учения, имеющих проблемы социализации, в решении которых семья практически не может им помочь. Многие семьи по уровню своей педагогической культуры оказываются не в состоянии использовать достоинства индивидуальной образовательной траектории. Необходимо создать систему индивидуальной поддержки творческого развития детей.
Для решения этой проблемы необходимо обеспечение разнообразия дополнительных образовательных программ, постоянное изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере детского творчества.
Современная модель педагога предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, креативности, мотивированности, целеполагания, духовно-нравственных и гуманных качеств. Поэтому стоит проблема постоянного повышения квалификации педагогических кадров, особенно не имеющих педагогического образования и опыта педагогической работы в сфере дополнительного образования.
Следующая проблема касается ресурсного обеспечения образовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы финансирования. Значительная часть средств, выделяемых на нужды образования, не удовлетворяет потребность в обновлении оборудования, создании материальной базы для современных образовательных технологий, стимулировании эффективной педагогической деятельности. Это касается также и финансирования мероприятий, имеющих первоочередное значение для развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова».
Решение: поиск внебюджетных средств финансирования деятельности учреждения.
Определены основные направления деятельности, где необходимо произвести инновационные преобразования:
1. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Систематизация методической работы, создание научных основ программирования и апробации новых дополнительных общеразвивающих модифицированных и авторских образовательных программ, разработок, совершенствование учебно-методических комплектов к ним, методик определения результативности освоения образовательных программ.
2. Психолого-педагогическое обеспечение.
Диагностика творческого потенциала детей и педагогов. Выявление образовательных потребностей современного социума. Создание условий для формирования личности воспитанника, его социализации и профессионального самоопределения, развития ценностных представлений, самостоятельности и ответственности, творческой самореализации.
3. Организационно-технологическое обеспечение.
Совершенствование личностно-ориентированной деятельности объединений ДЮЦ с учётом интересов, возраста, способностей учащихся. Развитие интеграционного процесса с общеобразовательными учреждениями. Поддержка социально-незащищённых воспитанников и их семей. Осуществление оптимальной кадровой политики, в том числе оптимизация штатного расписания. Организация учрежденческой системы повышения квалификации по освоению новых образовательных технологий (информационных, развивающих, проектных, исследовательских, технологии педагогической поддержки). Коррекция и апробация обновления системы управления и контроля в ДЮЦ. Организация системы менеджмента образовательного процесса.
4. Модернизация управления в МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова».
Организация действенной рекламной работы по формированию позитивного имиджа ДЮЦ. Организовать работу по получению грантов, премий. Организовать благотворительную деятельность ДЮЦ через разработку социально-педагогических проектов. Создать комплекс методических средств по менеджменту, проектированию, управлению, анализу образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Педагоги способствуют целенаправленному самоопределению детей, решая следующие задачи: они учат их учиться, учат жить, учат жить вместе и вместе с ними учатся этому сами в процессе сотворчества.
5. Совершенствование педагогических кадров.
Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств, мотивации на творчество и профессионализма зависит решение многих задач в воспитании детей. Обучение педагогических кадров, освоение новых технологий – приоритетная задача администрации ДЮЦ. Привлечение молодых талантливых людей к педагогической профессии тоже одна из важных задач. Система материальной поддержки – это создание механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших педагогов вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в ДЮЦ молодых специалистов.
6. Материально-техническое обеспечение.
Создание условий для качественной реализации более широкого спектра образовательных услуг. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в объединениях ДЮЦ.
Назрела необходимость в ремонте учебных кабинетов, замене полов, частично - окон, окраске стен, замене систем отопления, восстановления асфальтовых покрытий и фасадов зданий.
В современных социально-экономических условиях определяются пути, способствующие развитию учреждения:
1. Повышение доступности дополнительного образования для различных категорий населения;
2. Оптимизация системы интеграции общего и дополнительного образования;
3. Приоритет воспитательной работы и особое внимание к использованию здоровьесберегающих технологий;
4. Проектная деятельность;
5. Организация работы с детьми всех категорий интеллектуального и физического здоровья (одаренными детьми и детьми-инвалидами)
6. Развитие платных образовательных услуг; .
7. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
В целях достижения поставленных в Программе развития задач предполагается создание программы развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования, программы работы с детьми-инвалидами, проекта расширения внешних связей и укрепления партнерских отношений со сторонними организациями и учреждениями города Саратова, социальными партнерами и органами исполнительной власти.
Цель данной работы:
· в укреплении отношений сотрудничества с образовательными учреждениями;
· в расширении системы связей с общественными объединениями и организациями, с органами общественного и государственного управления;
· в развитии внешних взаимосвязей с детскими образовательными учреждениями и творческими коллективами;
· в оказании помощи образовательным учреждениям общего образования;
· в накоплении опыта сотворчества педагогов, детей и родителей, общественности, учреждений и организаций Фрунзенского района и города Саратова.
Основные ценности образовательного процесса МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова:
- реализация идей гуманизации образования;
- стремление к высокой психологической комфортности для всех участников воспитательного процесса;
- открытость, доверие, уважение друг к другу;
- свобода творчества;
- стремление к обеспечению личностного и профессионального развития выпускника и его успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Основные принципы организации развивающей образовательной среды ДЮЦ: открытость, вариативность, адаптивность, партнерство.
- Принцип открытости относится как к процессу образования, обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к организации взаимодействия ДЮЦ с социокультурной средой.
- Принцип вариативности обеспечивает выбор индивидуального развивающего маршрута образования, предполагает признание объективного многообразия дополнительного образования как системы инновационных технологий и реализацию этого многообразия в действительности; разработку различных вариантов образовательных программ, образовательных модулей, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.
- Принцип адаптивности предусматривает такое взаимодействие личностей, социальных групп между собой и со средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания всех его участников.
- Принцип партнерства предполагает формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса ДЮЦ и окружающего сообщества.
Особенности управления образовательной системой.
Особенности управления образовательной системой МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на этапе 2014-2019 годов заключаются в использование следующих принципов:
- Ориентация на гуманистический стиль. Основой является ценность личности. Принятие решений с учетом интересов, индивидуальных особенностей ребенка;
- Лидирующая роль руководства. Создание администрацией в учреждении комфортной среды для сотрудников. Администрация мотивирует работников на повышение квалификации, обучение, самообучение. Администрация придерживается не авторитарного, а демократического стиля управления, оказывая поддержку, мотивируя педагогов, детей и родителей.
- Вовлечение субъектов образовательного процесса в принятие решений. Управление образовательным процессом проектируется с учетом запросов участников воспитательного процесса. Обсуждение приоритетных направлений развития воспитательной системы происходит на уровнях: воспитанник - педагог; родители – педагог; педагог – администрация.
- Принятие решений на основе фактов. Проведение мониторинга промежуточных и итоговых результатов работы, обсуждение на педагогическом, методическом совете, принятие решений.
- Процессный подход. Управление учебно-воспитательным процессом с точки зрения реализации взаимосвязи управленческого цикла (планирование, организация, анализ, улучшение).
- Системный подход. Управление образовательной системой с учетом единства ее составляющих (цели, задачи, технологии, структура, кадровый потенциал). Ориентация на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.
- Принцип полисубъектности воспитательного процесса. Непосредственное или опосредованное взаимодействие множественных субъектов воспитания друг с другом.
- Непрерывное улучшение качества образовательного процесса. Выбор наиболее эффективных форм и методов работы.
Реализация выбранной Концепции позволит решить следующие задачи:
1. Создать систему, объединяющую дополнительное образование, воспитание, развитие и социальное становление личности в условиях социума.
2. Удовлетворить образовательные потребности основных участников образовательно-воспитательного процесса, стимулировать работу с детьми всех категорий интеллектуального и физического развития.
3. Развить коллектив единомышленников через профессионально-личностное развитие участников образовательного процесса.
4. Улучшить качество предоставляемых образовательных услуг на основе новых технологий обучения, направленного на сотворчество, саморазвитие и самореализацию детей и педагогов.
5. Модернизировать систему управления МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова».
6. Повысить профессиональный уровень педагогических кадров.
7. Усовершенствовать календарь мероприятий, направленных на творческое развитие детей и подростков.
8. Привлечь пристальное внимание широких слоев общественности, в том числе и средств массовой информации, к проблемам воспитания и дополнительного образования подрастающего поколения.
9. Совершенствовать кадровый, программно-методический, материально-технический и финансовый ресурсы МОУ ДОД «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова».
Основные задачи решения кадрового обеспечения:
1. Проанализировать состояние аттестации педагогических кадров учреждения, реализующих программы дополнительного образования.
2. Сохранить и повысить укомплектованность педагогическими кадрами к 2017 году.
3. Обеспечить участие педагогов МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» в региональных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства, в частности, в конкурсе педагогического мастерства педагогов дополнительного образования.
В плане работы с педагогическими кадрами предполагается:
1. Вовлечение педагогов в процесс управления, обеспечения учебно-воспитательного процесса, направленные на решение задач развития ДЮЦ.
2. Создание условий по развитию ответственности педагогов. Развитие устремлений на улучшение деятельности. Повышение педагогической мотивации.
Прогнозируемые результаты:
1. Наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования детей и подростков до 18 лет.
2. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания, реализация различных по содержанию современных комплексных программ и технологий, их адаптация к условиям дополнительного образования.
3. Наличие единого воспитательного пространства, объединяющего образовательные учреждения района, учреждения культуры, и родительскую общественность.
4. Наличие и реализация программы по профессиональному развитию педагогического коллектива, ориентированной на освоение современных педагогических технологий обучения и воспитания.
5. Наличие и реализация программы общественного управления ДЮЦ активизация позиции родителей, их участие в осуществлении педагогического процесса.
6. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, технологиями проектной деятельности и др., способствующих становлению компетентностей учащихся;
7. Наличие системы формирования здорового образа жизни (мероприятия, лектории для учащихся, инструктажи).
Система мониторинга реализации программы развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова»
Задачи реализации |
Индикаторы (измеримые показатели достижения задач) |
Измерения (средство регистрации показателей, способ применения индикаторов) |
Допущения (факторы риска и ограничения, способные оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех решения задач; возможности положительного влияния внешних факторов) |
---|---|---|---|
Программное обеспечение ДЮЦ |
|||
1. Выявление социального заказа ребёнка и его семьи к определению характера и качества образовательных услуг. |
- наличие выявленного социального заказа всех групп заказчиков на дополнительные образовательные- удовлетворение социального заказа на дополнительное образование услуги |
Анкетирование и опросы относительно социального заказа на дополнительные образовательные услуги |
Плюс: сложившаяся система отношений жителей города к ДЮЦ способствует выявлению социального заказа Минус: неоднородность родителей по уровню образования, социального положения и культуры |
2. Способствование развитию программ, технической направленности |
Наличие программ технической направленности |
Ежегодные отчёты о достижениях. |
Плюс: удовлетворения заказа детей и их семей. Минус: высокая затратность материально-технической базы данной направленности. Сложности с обеспечением программ квалифицированными педагогическими кадрами. |
3. Увеличение количества долгосрочных программ |
- наличие одной программы, рассчитанной на 3 года |
Данные государственного лицензирования |
Плюс: Наличие большего количества направлений работы объединений в пределах выделенных ставок. Минус: ожидаемая потеря контингента, снижение мотивации учащихся на базе школ |
Методическое обеспечение |
|||
1. К 2016 году обеспечить проведение мониторинга предоставляемых образовательных услуг |
- обеспечение реализации каждой программы диагностическими методиками; - методический уровень педагогов
|
Повышение качества образования. Результаты мониторинга. |
Плюс: Мотивированность к успешному прохождению аттестации. Минус: недостаточность знаний у части педагогов в области проектирования и применения диагностических методик; недостаточная мотивация к их разработке. |
2. К 2017 году актуализировать введение в образовательный процесс современные методы и формы работы, в том числе информационно-коммуникационные |
-научно-методический уровень педагогического коллектива; - повышение качества предоставляемых образовательных услуг; - сохранение контингента учащихся |
Данные аттестации педагогов. Публикации, выступления на семинарах, конференциях. Рост удовлетворённости педагогов и детей образовательным процессом. |
Плюс: наличие системы повышения квалификации РО. Минус: недостаточная материальная база |
Кадровое обеспечение |
|||
1. Выраженная мотивация и субъектная позиция педагогов в режиме развития: мотивация педагогов ДЮЦ к занятиям самообразованием и повышением квалификации через курсовую подготовку (разных уровне) участию в конкурсах, конференциях и фестивалях. |
- участие педагогов в разработке и реализации Программы развития ДЮЦ. Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным и муниципальным заказом; - высокий методический уровень педагогов |
Результаты анализа хода выполнения Программы Наличие подтверждающих документов. Данные аттестации педагогов
|
Плюс: повышение профессионализма педагогов, методистов и управленцев, Рост привлекательности учреждения. Минус: значительные временные и психо-эмоциональные затраты педагогов |
План деятельности по реализации Программы развития
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Модернизация методической службы |
|||
1. |
Осмысление наработанного опыта деятельности Центра; уточнение приоритетных и актуальных направлений работы методической службы. |
2014 г. |
Войнова Н.И. Родионова К.А. |
2. |
Организация работы Школы повышения мастерства педагогов дополнительного образования |
ежегодно |
Ястер И.В. Маркина Т.М. Олару Г.В. |
3. |
Внедрение в практику дистанционных форм повышения квалификации педагогов |
В течение всего периода |
Хусаметдинова В.А. |
4. |
Создание электронного банка данных образовательных программ, рекомендаций для ПДО по организации работы объединений и ведению документации |
2015-2016 г.г. |
Родионова К.А. Олару Г.В. |
5. |
Внедрение интерактивных форм в процесс обучения педагогов |
к 2017 г. |
Олару Г.В. |
6. |
Внедрение в УВП новых образовательных и воспитательных программ |
к 2017 г. |
Родионова К.А. |
Совершенствование УВП |
|||
7. |
Расширение спектра образовательных услуг. |
2014-2019 г.г |
Войнова Н.И. |
8. |
Сохранение и расширение спектра проводимых конкурсных мероприятий. |
2014-2019 г.г |
Богаткина Л.А. Кириченко С.А. |
9. |
Диагностика проблем, возникающих перед педагогами в процессе выявления уровня интеллектуального и физического развития ребёнка и работы с такими детьми. |
2014-2016 г.г |
Хусаметдинова В.А. Олару Г.В. |
10. |
Выявление и оформление имеющегося позитивного опыта работы с детьми |
2019 г. |
Ястер И.В. Олару Г.В. |
11. |
Формирование базы данных о методах, приёмах создания ситуаций успеха, развития творческих способностей детей в образовательной деятельности по направленностям обучения. |
2015-2018 г.г |
ЯстерИ.В. Родионова К.А. |
12. |
Создание методических рекомендаций по работе с о детьми всех категорий интеллектуального и физического развития |
2015-2018 г.г |
Ястер И.В. Хусаметдинова В.А. |
Развитие внешних связей |
|||
13. |
Диагностика потребностей сотрудничества ДЮЦ образовательных учреждений общего образования, культуры, спорта. |
2014-2015 г.г. |
Заведующие отделами |
14. |
Проведение диагностики, направленной на выявление потребностей учащихся общеобразовательных учреждений, их родителей в дополнительном образовании по направленностям ДЮЦ |
2014-2016 г.г. |
Войнова Н.И. Родионова К.А. Савельева Л.Н. |
15. |
Расширение спектра взаимодействия с социальными партнерами. |
2014-2017 г.г |
Салмина М.Г. |
16. |
Оценка эффективности работы в режиме муниципального заказа на услуги бюджетного образовательного учреждения, коррекция системы работы. |
2019г. |
Родионова К.А. |
Информатизация УВП |
|||
17. |
Мониторинг и систематизация внутреннего электронного документооборота. Разработка и введение в активную практику алгоритма его использования для всех руководящих и педагогических работников |
2014-2016 г.г |
Родионова К.А. Лунг Е.Ф. |
18. |
Овладение педагогами способностью использования сети Интернет, её вещательных, поисковых и интерактивных услуг. |
2013-2017 г.г |
Салмина М.Г. |
19. |
Подготовка детей и педагогов к участию в электронных конференциях, включение в эту работу. |
2015-2016 г.г. |
Родионова К.А. |
Сроки реализации Программы: 2014-2019 г.
Достижение реализации намеченных целей и задач планируется в три этапа:
Базовый этап (проектировочный): 2014-2015гг.
Анализ среды развития МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова», определение миссии, постановка целей, задач Программы развития. Выделение приоритетных направлений Программы.
Формирование и разработка основных локальных актов для регламентирования дополнительного образования в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» в соответствии с Программой.
Основной этап: 2015-2018г.г.
Переход на реализацию новых дополнительных образовательных программ, проектов, расширение сферы услуг, открытие востребованных объединений, модернизация методической службы, и т.д.
Завершающий этап: 2019 г.
Этап реализации всех мероприятий Программы и переход к планомерному устойчивому развитию МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова» на основе реализации целей и задач программы.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития; внедрение в образовательную практику положительных результатов реализации Программы.
Проверка достижения результатов
Индикаторы выполнения Программы развития
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы развития |
До 2019 года |
Обеспечение высокого уровня качества дополнительного образования. |
Процент освоения образовательных программ на высоком уровне - 80% |
Повышение компетентности педагогов. |
60% |
Доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий |
30% |
Рост качественного показателя профессионального мастерства среди сотрудников ДЮЦ (участие в профессиональных конкурсах, проектах, публикация педагогического опыта на интернет-порталах, отражение деятельности в СМИ и др.) |
на 30 % |
Расширение перечня дополнительных образовательных услуг, предоставляемых обучающимся |
на 15-20 % |
Увеличение количества качественных показателей освоения образовательных программ (рост участие учащихся в мероприятиях различного уровня) |
на 30-40 % |
Внедрение системной работы с детьми особых категорий интеллектуального и физического развития (одаренные дети и дети-инвалиды) |
Открытие новых объединений для работы с особыми детьми. Поддержка особых детей в ДЮЦ и районе. |
Расширенное привлечение родительской общественности к организации учебно-воспитательного процесса ДЮЦ, к активному участию в жизни учебного заведения |
Привлечение к работе в родительских комитетах. |
Повышение эффективности государственно-общественных форм управления |
Расширение перечня вопросов, рассматриваемых в коллегиальных органах управления. |
Развитие материально-технической базы ДЮЦ |
Увеличение финансирования на 10-15%. Привлечение спонсоров, социальных партнёров. Оснащение объединений новым оборудованием для проведения занятий. |
Приоритетные направления итогов реализации Программы
Программа представляет собой непрерывную образовательную технологию, которая обеспечит:
Для учащихся ДЮЦ - приобретение знаний и практических навыков в выбранном направление деятельности, формирование необходимых личностных качеств и социальных компетенций, творческого потенциала, формирование здорового образа жизни;
Для родителей воспитанников - повышение уровня знаний в сфере психологии, педагогически, решение актуальных вопросов, связанных с воспитанием детей;
Для сотрудников - повышение профессионального уровня, квалификации, создание условий для профессиональной и творческой самореализации, совершенствования педагогических компетенций.
Ключевые положения Программы развития получат дальнейшее развитие и конкретизацию в ежегодных планах и отдельных подпрограммах. В планы будут включены мероприятия, направленные на решение приоритетных задач.
Планирование и координацию деятельности, направленной на реализацию программы развития, осуществляет администрация МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Фрунзенского района г.Саратова».
Контроль реализации Программы развития осуществляют учредитель и администрация ДЮЦ. Результаты выполнения Программы развития обсуждаются на итоговом педагогическом совете и представляются в ежегодных публичных отчетах по выполнению основных мероприятий Программы развития. Управление процессом реализации Программы развития ДЮЦ предусматривает:
· уяснение целей и задач Программы развития всеми участниками образовательного процесса;
· ведение постоянной экспертизы программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предполагаемых результатов;
· определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестирования реализации Программы;
· создание условий, необходимых для реализации Программы развития;
· подбор и организацию труда исполнителей;
· создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Программы развития;
· организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов;
· выявление на раннем этапе проблем в решении задач Программы, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив в планы работы и организационную деятельность.
Контрольные органы анализируют ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносят необходимые коррективы в план; координируют взаимодействие заинтересованных участников образовательно-воспитательного процесса; информируют учредителей, педагогов, родителей, общественность о ходе реализации программы