Алгоритм действий в случае обнаружения БПЛА
Световозвращающие элементы — важная составляющая
Апробация модели «Параллельная работа с детьми и родителями» в рамках магистерского исследования «Взаимодействие родителей и детей дошкольного возраста, как условие развития одаренности» («Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», кафедра педагогики факультета психологии) 2017 – 2020 гг.
В период с 2017 по 2020 год на базе «Детско-юношеского центра Фрунзенского района г. Саратова» педагогом дополнительного обр азования Рябининой Екатериной Петровной в рамках магистерского исследования была разработана и апробирована модель педагогического сопровождения взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста – «Параллельная работа с детьми и родителями».
Целью исследования являлось выявление взаимосвязи между влиянием особенностей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и развитием одаренности детей в рамках параллельного обучения детей и родителей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: влияние взаимодействия детей и родителей на развитие одаренности детей дошкольного возраста.
В эксперименте приняли участие 36 дошкольников и их родители (по 18 детей в рабочей и контрольной группах). В ходе эксперимента в рабочей группе была реализована параллельная работа с детьми и родителями на занятиях и дистанционно. В контрольной группе осуществлялось обучение детей без соблюдения параллельного обучения родителей.
Этапы и содержание параллельной работы с детьми и родителями. (табл.1)
Таблица 1.
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Подготовительный этап |
|
Водная диагностика уровня развития способностей детей |
Диагностика родительского отношения |
Выявление интересов детей к деятельности, которая приносит ребенку удовольствие и деятельности, которая вызывает у ребенка затруднения и отторжение в процессе наблюдения. |
Анкетирование родителей, выявление ожиданий родителей от занятий ребенка в студии |
Развитие саморегуляции детей в процессе занятий (введение дисциплинарных правил, обучение умению подождать и поделиться, получать материал по очереди и др.) |
Развитие саморегуляции родителей (в проявлении эмоций относительно неудачи/удачи ребенка при оценке достижений и деятельности, воспитание в родителях умения сдержаться при желании выполнить задание за ребенка |
Этап реализации (основной этап) |
|
Развитие когнитивных функций и творческих способностей детей (игровые упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, наблюдательности, воображения) |
Активизация умений играть с детьми, видеть возможности постановки нестандартной проблемы (совместные занятия, игры с родителями в сети вайбер «Да-нетка», «Четвертый лишний», угадай по признаку, решение открытых задач и др.) |
Развитие умения удивляться собственным достижениям, новым знаниям, ценить их, развитие умений принимать поражения |
Развитие умения хвалить детей за реальные достижения и успехи, не игнорировать значимые достижения для ребенка |
Заключительный этап |
|
Применение способностей для решения задач, в том числе творческих (ТРИЗ, продуктивная деятельность, театрализация) |
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей |
Итоговая диагностика освоения программы |
Совместная творческая работа с детьми на итоговом открытом занятии |
Расчет уровня развития детей основывался на комплексной диагностике развития ребенка по шести шкалам: сенсорное развитие, развитие восприятия, крупной моторики, мелкой моторики, пространственных отношений, памяти. Диагностика родительского отношения была проведена по опроснику родительского отношения (ОРО). По данной методике автором был количественно установлен уровень родительского отношения по пяти показателям: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
По результатам диагностики совместно со специалистами «Центра поддержки одаренных детей» СГУ автором исследования был подсчитан коэффициент корреляции между уровнем развития детей в начале и в конце эксперимента и уровнем родительского отношения. На начало эксперимента коэффициент корреляции составил 0,69. В конце эксперимента коэффициент корреляции составил 0,8. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне связи между показателями развития детей и показателями родительского отношения и взаимодействия. Более высокий коэффициент корреляции во втором случае подтверждает, что работа с родителями по разработанной модели способствовала повышению качества взаимодействия родителей с детьми, что благотворно повлияло на развитие способностей детей.
В контрольной группе по итогам диагностики усвоения программы и мониторинга удовлетворенности родителей можно отметить, что проблемы взаимодействия детей и воспитывающих взрослых могут не только остаться нерешенными, но и могут усугубиться. Диагностика развития детей контрольной группы демонстрирует более низкие показатели.
В рабочей группе по результатам реализации программы и итоговой диагностики можно отметить, что:
Выводы, сделанные в ходе эксперимента, подтверждают эффективность модели «Параллельной работы с детьми и родителями» в студии «Школа веселы наук». С помощью проведенного эксперимента доказана взаимосвязь между влиянием взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и развитием способностей детей в рамках параллельного обучения детей и родителей в развивающей студии «Школа веселы наук».
Статьи по теме квалификационной работы были опубликованы
1. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции Обучение и педагогическое сопровождение одаренной личности: инновационные подходы и технологии, 2017 г.
2. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции Инновации в развитии одаренности: от книги до IT – решений. 2019 г.
Тема научно-исследовательской работы обсуждалась на научно-практических конференциях и форумах: